Основы тюремного служения

 

 
Пастырское служение в местах лишения свободы в настоящее время является почти забытым делом, т.к. только после празднования 1000-летия Крещения Руси священники получили доступ в тюрьмы. (В ходе данной работы, термин "тюрьма" будет употребляться в обобщенном смысле, включая в себя значение всех мест лишения свободы.).
Такое служение в жизни каждого приходского священника является событием необычным, первоначально приводящим в недоуменное состояние, ведь речь идет о заключенных, преступниках - тех, с кем в обычной, мирской среде почти не приходится сталкиваться. Поэтому у священника, получающего благословение на служение в тюремную церковь, естественно возникает необходимость узнать о том, как совершается такое служение, как правильно вести себя среди заключенных, какие отношения должны быть у священника с администрацией тюремных учреждений, с родственниками заключенных и с представителями других религиозных организаций, также посещающих колонии и тюрьмы. Узнать же все это можно, обмениваясь опытом с теми священниками, которые уже имеют опыт подобного служения, и     изучая деятельность тюремного духовенства дореволюционной России.
“Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее” - пишет историк  Н.М. Карамзин. Именно поэтому, совершая сегодня пастырское служение в тюрьмах, необходимо знать и использовать тот опыт, который существовал в дореволюционной России. И хотя опыт прошлого века (храмы в тюремных заведениях России стали появляться с 20-х годов XIX века) нельзя полностью приложить к настоящему времени, исследование истории вопроса пастырского окормления заключенных совместно с рассмотрением современной деятельности духовенства в местах лишения свободы, может оказать помощь священнику, желающему исполнить свой пастырский долг в тюрьме, согласно заповеди Спасителя: "В темнице был и вы пришли ко Мне" (Мф.XXV,36).
 

 

Преподаватели: Протоиерей Панюшкин Евгений

Вернуться к списку