Педагогика

Отличие христианской педагогики от любой дру­гой педагогической системы заключается в том, что она готовит человека не только для полноценного земного существования, но, прежде всего - для жиз­ни будущего века.

Церковь - это именно собрание новых людей, де­лящихся друг с другом своим духовным опытом. Ми­трополит Антоний (Храповицкий) называет Церковь «собранием человеческих совестей». Новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Пав­ла, все мы призваны к святости. В христианстве жизнь, человека обретает особый смысл и значение.

Отсюда и христианская педагогика опирается не на какую бы то ни было философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза человека и Бога. Основанием ее стало, с одной сто­роны, христианское учение, а с другой - духовный опыт Церкви, то есть многообразные человеческие пути к святости. Из всего этого и вытекает, что:
Содержание христианской педагогики - это прежде всего введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Бо­жественного Откровения. И, наконец, это под­готовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли.
Таким образом, христианская школа отличается от других прежде всего тем, что не может не ставить за­дачу организации христианской жизни детей, в кото­рой они приобретают новый опыт общения, общения в любви.  На первом месте стоит в христианской педагогике воспитание. Но воспита­ние здесь не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношения, а живая духовная реакция на происходящее.
Святой Древней Церкви Климент Александрийский (II век), один из первых руководителей древнехри­стианской школы в Александрии, в своей книге «Пе­дагог» говорит о трех этапах христианского образо­вания: увещании, воспитании и научении. Они осу­ществляются не одновременно, а строго последова­тельно: сначала призывание к вере, указание на то, что уже в нашей жизни человек может обрести мир, свидетельствующий о Царствии Небесном. Затем пе­риод воспитания, когда идет реальное приучение себя к жизни по заповедям, тренировка воли и облагора­живание чувств. И только после того следует науче­ние высоким истинам Откровения, которые содержат­ся в Священном Писании.

 

Преподаватели: Иерей Красноперов Дионисий

Вернуться к списку