Выпускники Нижегородской духовной семинарии

Мартиролог


Мартиролог - (от греч. μάρτυς — свидетель; греч. μαρτύριον — доказательство) список признанных мучеников. Мартирологи призваны облегчить запоминание дней, в которые осуществлялось ежегодное церковное поминовение того или иного мученика, и, как правило, наряду с датой кончины, содержали краткие сведения об обстоятельствах его мученической смерти.

 

Священномученик Фаддей (Успенский)

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в многодетной (семь сыновей и две дочери) семье сельского священника о. Василия в с. Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Дед Ивана был тоже священником, пламенным молитвенником, человеком смиренного и щедрого сердца. И потому Иван, вместе с братьями Владимиром и Александром, скоро понял свое призвание и тоже пошел учиться по духовной линии.

После окончания Нижегородской Духовной семинарии Иван Васильевич в 1892 году поступил в Московскую Духовную академию, где в это время ректором был архимандрит (впоследствии - митрополит) Антоний (Храповицкий), сыгравший в жизни юноши весьма важную и благотворную роль. Следуя отеческим наставлениям ректора и открывая свои помыслы о. Герману, известному старцу Гефсиманского скита Троице - Сергиевой Лавры, Иван Васильевич с успехом окончил академию в 1896 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом.

Еще будучи студентом, Иван Васильевич Успенский впервые увидел св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Это произошло 18 января 1895 года на литургии в Троице - Сергиевой Лавре. "За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум: это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел" - писал Иван Васильевич в своем дневнике.

Слово великого пастыря и молитвенника имело большое значение для будущего святителя - подвижника и мученика. Незадолго до принятия монашества и священного сана, когда остатки сомнений еще теснились в душе Ивана Васильевича, о. Иоанн Кронштадтский, прозрев его пастырский путь и то, каким подвигом он прославит Христа, сказал ему словами Спасителя: "Аще любиши Мя: паси овцы Моя: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши". И в минуты самых тяжелых испытаний слова эти, сказанные устами святого, не раз были для святителя - мученика утешением и отрадой.

Монашеский путь и даже архипастырство Ивану Васильевичу Успенскому предсказывали еще во время учебы в академии ректор - архимандрит Антоний Храповицкий и старец Гефсиманского скита о. Герман. Очень скоро предсказание начало исполняться: 15 августа 1897 года молодой выпускник академии принял монашество с наречением имени Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц - в сан иеромонаха и назначен в Смоленскую Духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики.

19 ноября 1898 года иеромонах Фаддей был переведен на должность инспектора Минской Духовной семинарии и преподавателя Священного писания. Работая на этой должности, он, несмотря на насмешки и упреки коллег - преподавателей, еще более усугубил невидимые миру аскетические подвиги поста, молитвы и послушания, начало которым положил еще до принятия монашества. В результате в 1901 году его перевели с должности инспектора на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую Духовную семинарию, где епископом был его давний наставник, преосвященный Антоний (Храповицкий). Здесь иеромонах Фаддей написал и защитил диссертацию "Единство книги пророка Исайи", за которую ему была присвоена степень магистра богословия.

В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита, а затем назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии в Петрозаводске. Шесть лет своей жизни отдал архимандрит Фаддей Олонецкой епархии. Здесь же он получил известие об избрании его епископом Владимир-Волынским.

Свое епископское служение священномученик Фаддей начал в 1908 году в возрасте 36 лет. Наречение его во епископа состоялось 20 декабря в городе Владимиро-Волынске в храме Христорождественского монастыря.
Владыка Фаддей еще с детства мечтал стать "школьным учителем, а к сорока годам - священником", щедро "сеять разумное, доброе, вечное". Но ему, достойнейшему из достойных, суждено было в полной мере исполнить несравненно большее: стать учителем - архипастырем. И на этой стезе он работал, не щадя ни времени, ни сил для решения одной из самых важных задач в деле народного просвещения: подготовки самих педагогов, повышению образовательного уровня законоучителей, совершенствованию программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских, так и светских школ.

С сентября 1916 по февраль 1917 года, в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина, Владыка Фаддей управлял его кафедрой. Вскоре Владыка Антонин уволился на покой, и православные Северной Осетии очень просили епископа Фаддея остаться. Но он, собирая в необъятном сердце своем заботы и о новых во Христе чадах духовных, должен был все же вернуться назад, на Волынь, с паствой которой был навеки обручен при наречении во епископа. Воистину, своей воли не имел святой Владыка, но творил волю пославшего его Господа.

Загорелся пожарами 1917-й год. Рухнули внешние устои благословенной Богом Русской державы, на смену пришли разруха, гражданская война, беспощадный классовый террор и невиданные гонения на Миротворицу - Церковь. Но Она, в лице лучших избранников своих, таких, как священномученик Фаддей, продолжала молить Бога о прощении, помиловании и вразумлении своего возлюбленного народа. Она знала, что смутные времена скоро пройдут, и для бушующих сил зла так и останутся недосягаемыми хранимые в Ее внутренних высотах и глубинах святые границы русской, православной души . И душа эта снова вспомнит себя и радостно обретет данную ей Богом святую и мудрую, непобедимую простоту.

В те далекие безумные годы Волынь не раз оккупировалась то немцами, то поляками. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский), ввиду сложившихся Промыслом Божиим обстоятельств, вынужден был эмигрировать. И епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобиц и разрушения.

В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству. Для населения Житомира его пребывание на архиерейской кафедре было большим утешением. В лице Владыки Фаддея жители получили защитника и утешителя всех, кто несправедливо преследовался в то время властями. Велико перед Богом было служение епископа Фаддея. Он, проповедовавший смирение в сердце своем и молитву за врагов своих, никого не убивая и не наказывая, но лишь прощая и милуя, вызывал нечеловеческий страх и лютую злобу у всех, богоборческую власть предержащих. И потому Владыке пришлось принять много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти, хотя он и не уставал терпеливо разъяснять, что духовенство не надо втягивать в политическую борьбу, и Церковь - выше политики.

Показательно и весьма поучительно для нас и отношение Святителя к самосвятам - автокефалистам: с ними как "с учреждением неканоничным и противоцерковным" он ни при каких обстоятельствах не желал вступать в общение.

В ноябре 1921 года по доносу епископ Фаддей был арестован Волынской губернской Чрезвычайной комиссией, как "участник повстанческого движения на Волыни". Сразу же после ареста православные христиане г. Житомира написали заявление в ЧК с просьбой отпустить Владыку. Они писали: "епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма, в котором бы он не служил и не проповедовал. Нам известна его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда он не вмешивался в политику".

Но власти не отпустили епископа. Напротив, они вынесли ему свой первый, еще неуверенный в попущенной вседозволенности, трусливый приговор. По заключению начальника секретного отдела Волынского ГубЧК (имя его стерлось ныне со страниц истории): "епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным; как находящегося на Волыни более пятнадцати лет и пользующегося большим авторитетом среди местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК".

25 февраля 1922 года Всеукраинская ЧК, рассмотрев дело Владыки, постановила "выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона, с правом жительства в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири, со взятием подписки о регистрации в органах ЧК". 9 марта 1922 года епископ Фаддей был освобожден и, приехав в Москву, встретился с Патриархом Тихоном. Патриарх возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и благословил принимать Астраханскую кафедру. Но вскоре последовал новый арест, после которого епископ Фаддей был отправлен в ссылку. Известно, что там Владыка многих укреплял духовно и поддерживал материально.
После окончания ссылки, уже в сане архиепископа, он все-таки был вновь назначен на Астраханскую кафедру. Астрахань в ликовании встретила возлюбленного архипастыря. Весь перрон, весь огромный вокзал был усеян людьми и цветами, а долгожданный Владыка приехал один, "в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и узелком". Православные христиане ждали своего утешителя, как вестника неумирающей надежды: остановить, прекратить полонившее полмира безумие богозабвения. От вокзала до церкви архиепископ шел пешком, среди моря людей, всех благословляя и внося умиротворение в сердца тысяч людей. Служил в облачении, оставшемся от убиенных новомучеников епископа Тихона (Малинина), епископа Леонтия (Вимпфена), архиепископа Митрофана (Краснопольского). Собранное для него прихожанами новое, добротное белье и обувь - тотчас же раздал нищим. И слава о его святой жизни, кротком и мирном нраве и чудотворящих молитвах, как отчаянная и бесстрашная песня надежды, летела по городам и весям стремительно погружавшейся во мрак страны.

"Знаете ли Вы, что Владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига" - так сказал св. Патриарх Тихон приехавшим в Москву астраханским делегатам. Он уже при жизни считал архиепископа Фаддея святым человеком и, как видим, это была истинная правда.

После смерти святителя Патриарха Тихона Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский), который в октябре 1926 года был арестован, и в его права вступил заместитель, архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Но и он не избежал ареста, успев все-таки оставить после себя трех заместителей. Одним из них был архиепископ Фаддей. В середине декабря 1926 года Владыка выехал в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Православной Церковью - два других заместителя уже не имели возможности прибыть в столицу.

Владыку Фаддея можно с полным основанием считать духовным преемником патриарха Тихона, избранным сосудом Духа Святого, призванным изливать преизобилующую благодать на умножающих свои беззакония. Но враг спасения рода человеческого, набиравший временную силу в попрании вечной Правды, по Промыслу Божию, дерзнул воспрепятствовать осуществлению этой великой преемственности на путях земных. И до Москвы Владыка не доехал.
По пути в Москву он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк. Там находился до марта 1928 года, а затем митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный из заключения, назначил его на Саратовскую кафедру. В Саратове Владыка прослужил недолго, и уже в ноябре был переведен в Тверь. И в Твери, ведя жизнь молитвенника и аскета, священномученик Фаддей продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех приходящих к нему. В 1936 году, когда гонения на православных усилились, власти лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а в конце года добились его увольнения на покой.
Было сделано все возможное, чтобы изолировать архипастыря от своих духовных чад. Иных запугивали, а "непокорных" - уничтожали поодиночке. И лишь немногочисленным избранникам Божиим довелось в те времена быть рядом с этим великим святым человеком и прикасаться к полам почивающей на нем славы Господней. Среди них - святая исповедница Вера Васильевна Трукс (она причислена к лику святых на Освященном архиерейском соборе в августе 2000 года), получившая от самого св. патриарха Тихона благословение заботиться о престарелом Владыке.

Число гонителей Церкви умножалось. Тьма сгущалась над оставившей Бога страною. И вот наступило время приведения в исполнение чудовищного замысла об убиении святого архипастыря, составляющего, вместе с подобными ему МИЛЛИОНАМИ новомучеников и исповедников, соль земли Русской и неувядаемую славу ее святого бескрайнего неба.

20 декабря 1937 года, в возрасте 65 лет, архиепископ Фаддей был арестован органами НКВД. Ему предъявили вымышленное обвинение "в контрреволюционной деятельности". Владыка виновным себя не признал. Десять дней находился он под арестом, в одной камере с уголовниками, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и время от времени ставили туда консервную банку с нечистотами, кощунственно приговаривая: "Вот тебе твое кадило!.." А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих. И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и грозно сказала:
- Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!
Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть - жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет - свет нетварный, тихий спутник достигших совершенства делателей непрестанной Иисусовой молитвы. Они помогли обессилевшему архиепископу выбраться из-под нар, все просили у него прощения. С того дня уж насмешки над ним прекратились. И, что совершенно уму человеческому непостижимо, все эти люди, мучившие Святителя, но покаявшиеся, остались живы, хотя некоторые из них были мобилизованы на фронт и прошли войну. Такова сила покаяния и прощения грехов, такова сила молитвы святого Владыки.

Но в тюрьме, окруженный трогательно - грубоватой заботой покаявшихся уголовников, архиепископ Фаддей пробыл недолго - уже близок был час его мученической кончины. По постановлению тройки при УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой для святого Ангела Церкви Христовой, который за всю жизнь свою никого не обидел: 31 декабря 1937 года, по пути следования к месту казни, палачи утопили его в нечистотах.

- О, Боже Милостивый, прости и помилуй нас грешных! Мы все, русские, к этому смертному греху причастны. И Ты, Милосердный, все еще терпишь нас, все ожидаешь плодов покаянья!

Архиепископ Фаддей отошел ко Господу как исповедник Православия и мученик за Христа. Память о нем и поныне хранится не только среди верующих тех епархий, где он совершал свое архиерейское служение, но и среди всех православных, которые узнали о праведной жизни священномученика из архивных документов и воспоминаний его современников.

Со дня мученической кончины Владыки минуло почти шестьдесят лет, когда настал великий час прославления его воинствующей Церковью земной (Церковь же небесная, торжествующая, давным - давно уже возвеличила и прославила святого своего Ангела, духом кротости и смирения посылавшего людям светлую радость и утешение в те времена, когда земля Русская подобна была самой преисподней). Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года архиепископ Фаддей был причислен к лику священномучеников для общецерковного почитания. Святые мощи его хранятся ныне в Вознесенском соборе города Твери. Память священномученика Фаддея особо празднуется трижды в году: 31 декабря по новому стилю - в день его мученической кончины (1937 г.); 26 октября по новому стилю - в день обретения его честных мощей (1993 г.); в первое воскресение, начиная с 7 февраля по новому стилю - в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

"Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно - аскетическое делание с ревностным архипастырским служением, священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков" - так определена в деяниях Освященного собора сама суть великого подвига нашего святого архипастыря,

И вот икона его пред нами, и благословляющая десница Владыки Фаддея держит крест святой, призывая всех, в ком еще не умерла неутолимая жажда правды и любви Христовой, тоже взять в руки свой малый крест, и достойно нести его по дорогам праведным. Вот святое Евангелие в руках у Владыки - на нем явственно проступают обращенные к нам предупреждающе - ободряющие слова Спасителя: "Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убити".
Не бойтесь же, возлюбленные во Христе братья и сестры! Не бойтесь творить прекрасные дела и помыслы любви Христовой, не бойтесь быть кроткими и смиренными в борьбе за Божию Правду, не страшитесь, невзирая на безумие мира сего, следовать тесным спасительным путем Евангельским! Ибо с нами Бог! С нами - Богом и людьми прославленный священномученик Фаддей! Он, вместе с сонмами святых новомучеников и исповедников, в невообразимой духовной силе и славе молится сегодня о том, чтобы родная наша страна, которая когда - то мучила и убивала своих лучших, святых людей, ныне - восстала, воскресла, очистилась от скверны и явилась пред Богом, вновь чистой и своего высочайшего предназначения достойной.

+ + +

Тропарь священномученику Фаддею, глас 1-й:

Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиях крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему Тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4-й:

Духа небоязни, силы, любве и упования даде Пастыреначальник ти, Святителю Фаддее, во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси и в гонениих страждущия утешал еси, глаголя: не унывайте, Христос бо с нами есть.Мартиролог - список признанных мучеников. В данном разделе мы представляем Вашему вниманию список новомучеников и исповедников российских, закончивших Нижегородскую Духовную Семинарию и прославленных в лике святых.

 

 

Священномученик Симон (Шлеев), епископ Уфимский (единоверческий)

Святитель Божий Симон (Шлеев), епископ Уфимский, принял мученическую кончину во дни торжествующего безбожия. Владыка Симон являлся крупнейшим в истории Русской Православной Церкви деятелем единоверия, всю свою жизнь ревностно отстаивавшим истину равночестности старого и нового церковных обрядов, самоценности и значимости единоверия в деле преодоления старообрядческого раскола в Русской Церкви.

 

Семен Иванович Шлеев родился в 20.04.1873 в с. Явлей Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина-раскольника Ивана Григорьевича Шлеева. 11 апреля 1876 г. в возрасте 3-х лет его сын Семен был присоединен к Православию. В 1889 году Семен Шлеев окончил Лысковское духовное училище. С 1889 г. по 1895 г. обучался в Нижегородской Духовной семинарии, которую окончил Семинарию учеником 1-го разряда и вторым учеником класса; удостоен звания Студента Семинарии. По окончании семинарии поступил вольным слушателем в Казанскую Духовную академию, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия.

17 января 1900 года он был рукоположен во священника к единоверческой церкви Казани во имя Четырех Евангелистов, впоследствии ее настоятель, окружной миссионер Казанской епархии. В 1901г. он издал в Санкт-Петербурге свою первую книгу о единоверии: "Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви". С 1901-1904 гг. совершал миссионерские поездки по Уфимской епархии.

С 7 февраля 1905 года назначается священником Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга на Николаевской улице. В 1906 г. - рождение дочери Ксении. С 22 ноября 1907 года он был назначен настоятелем своего Никольского единоверческого собора и благочинным единоверческих церквей С-Петербурга. С 1906-1908 гг. издавал в С-Петербурге еженедельный единоверческий журнал "Правда православия". Осенью 1907 г. открыл при Никольском храме реальное единоверческое училище, создал при Никольском храме Никольское единоверческое Братство, избран товарищем председателя Братства. В октябре 1909 г. явился инициатором участия делегации единоверцев С-Петербурга в Московском единоверческом съезде как инициатор и руководитель единоверческого училища. В 1910 г. опубликована его монография: "Единоверие в своем внутреннем развитии". 22-30 января 1912 г. свящ. Симеон Шлеев - устроитель и участник 1-го Всероссийского единоверческого съезда (С-Петербург), избран почетным секретарем съезда.

27 августа 1913 г. открыл полноправную женскую гимназию при единоверческом Братстве. В том же году стал председателем Попечительского совета гимназии и директором братского реального единоверческого училища. С 10 августа 1914 г. – 1917 г. состоял председателем Попечительского совета о воинах и их семьях. В 1916 г. овдовел после безвременной кончины супруги Екатерины Федоровны.

1917 г. май-август - член Предсоборного Совета. С 6 мая 1917 г. - член учрежденного при Св. Синоде Совета Всероссийских Съездов православных старообрядцев; избран товарищем председателя - Преосвященного Андрея (Ухтомского), епископа Уфимского. 10 июля 1917 г. на Петроградском епархиальном единоверческом съезде избран делегатом на Поместный Собор от единоверцев епархии. 23-28 июля 1917 - организатор и участник 2-го Всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде.

1917-1918гг. – член Священного Собора Российской Православной Церкви по двум мандатам: по участию в Предсоборном Совете и по избранию от единоверцев; участник трудов VI-го Отдела Собора - о единоверии и старообрядчестве.

В мае 1918 г. протоиерей Симеон был пострижен в рясофор, а 16 июня 1918 года был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в Александро-Невской Лавре и назначен на новоутвержденную кафедру (единоверческим) епископом Охтенским с подчинением митр. Петроградскому. Таким образом, он стал первым единоверческим епископом, получив благодать архиерейского служения от Святейшего Патриарха Тихона. Хиротония была совершена по старопечатным книгам.

Епископ Симон - автор ряда трудов по единоверию и издатель единоверческого журнала, участник трудов Предсоборного Присутствия (1906 г.), один из активнейших организаторов Московского (1909 г.) и Первого (1912 г.) и Второго (1917 г.) Всероссийских съездов единоверцев, участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-18 гг.

С 1920 года епископ Симон стал единоверческим епископом Уфимским, а в феврале 1921 года был назначен на кафедру в Уфу правящим епископом. Епископ Симон пользовался огромным авторитетом. По соизволению Божию, «временное управление» перешло для священномученика Симона в вечность предстояния Престолу Господню как сугубого молитвенника за всю православную уфимскую паству и уфимскую землю. Владыка был убит в Уфе недалеко от дома после всенощной двумя выстрелами из револьвера 5 (18) августа 1921 года. Две монахини, сопровождавшие его на пути домой, свидетельствовали, что уже возле дома из кустов вышли двое в кожанках и выстрелили в епископа Симона, после чего сразу скрылись. О грабеже, как гласила официальная версия, здесь не было и речи. Был похоронен в уфимском Воскресенском кафедральном соборе. В 1932 г. в ночь с 25-го на 26-е июля перезахоронен на Сергиевское кладбище г. Уфы; обнаружено нетление останков Святителя.

В 1981 г. был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей.

По представлению епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, священномученик Симон, епископ Уфимский, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания с установлением памяти 5/18 августа (день мученической кончины) и Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02 (Собор новомучеников и исповедников Российских).

В издательстве ПСТГУ, в серии "Материалы по новейшей истории Русской Православной Цекрви" вышла книга уфимского историка Зиминой Н.П. о жизни и служении священномученика Симона (Шлеева): Зимина Н.П. Путь на Голгофу. Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского (в двух томах). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Книга основана на многолетнем изучении архивных документов и представляет собой научное издание, снабженное указателями и фотодокументами.

 

Тропарь, глас 5.

Днесь восхваляем Тя, Церкве Православныя светильниче и земли Уфимския украшение, пастырю предивный и истинныя веры проповедниче, ревнителю о благе церковном пречудный, пострадав бо ради веры мужески, высоту нам смиренномудрия показа, зриши Господа в небесех светлейше. Тем же в вышних венцем славы украшен, вся люди в Православии утвердил еси, иноверныя просвещая и чудную Богоматерь славя, святителю, отче Симоне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

 

Кондак, глас 6.

Днесь, вернии, духовно торжествующе в празднице святителя Симона, всем нам показавшаго путь в небесныя обители, по стопам Владыки Христа узким путем шедшаго, всем притекающим к тебе в бедах и скорбех скорый помощниче, тем же Господеви молися, даровати душам нашим мир и велию милость.

 

 

 

ВОСКРЕСЕНСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ, иерей (1886, с. Теплый Стан, Сергачский у., Нижегородская губ. - 9.09.1918, с. Бортсурманы, Курмышский у., Самарская губ.), священномученик. Сын станового пристава. В 1906 окончил Нижегородскую духовную семинарию по 2 разряду, определен псаломщиком в с. Митин Враг Курмышского у. В феврале 1907 рукоположен в священника Успенской церкви с. Бортсурманы. Одновременно исполнял должности заведующего и законоучителя Ягодинской церковно-приходской и Бортсурманской земской школ, благочиннического миссионера. С 1915 член Курмышского уездного отделения Симбирского епархиального училищного совета. С 1917 благочинный 1-го округа. Награжден набедренником (1912), скуфьей (1915). Расстрелян Симбирской ЧК вместе с 28 крестьянами своего села. Канонизирован Архиерейским собором РПЦ в 2000. Не реабилитирован.

 

 

 

 

НИКОЛЬСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, протоиерей (28.1.1865 - 3.9.1918, Сергач, Нижегородская губ.), протоиерей. Священномученик. В 1886 окончил Нижегородскую дух. семинарию по 2 разряду. Определен на священническое место в с. Акузово Сергачского у., через 2 месяца рукоположен во священника. В 1888-98 состоял законоучителем в открытой им в том же селе школы грамоты. С 1898 священник Владимирского собора в Сергаче. Одноврем. законоучитель 2-классного мужского и 2-комплектного женского, 1 муж. училищ. С 1906 настоятель Владимирского собора. За ревностное пастырское и педагогич. служение награжден набежренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом от Св. Синода. После покушения на Ленина и Урицкого Сергачской ЧК незаконно арестован и расстрелян как заложник. Не реабилитирован. Вопрос о канонизации не рассматривался. (ЦАНО, ф. 570, оп. 559, д. 117/1915 г.; «Думы пахаря», 5.9.1918)

 

ОРЛОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, протоиерей (17.4.1867 - 1.9.1918, Н. Новгород). Протоиерей, обществ. деятель, строитель храмов и школ. Неявленный священномученик. Отец 9 детей. Родился в семье священника. В 1887 окончил Нижегородскую дух. семинарию по 2 разряду. Преподавал в приходских школах с. Нагавицино Горбатовского у., Воскресенской церкви Н. Новгорода (1888-89). Затем рукоположен в священники Стефано-Архидиаконской церкви с. Исады Макарьевского у. В авг. 1902 переведен священником в ниж. Живоносновскую церковь. С сент. 1906 по авг. 1918 настоятель Казанской церкви на Нижнем базаре, ныне восстанавливаемую. Возглавлял постройку деревянного и каменного (1896-1901) храмов в с. Исады, церкви в с. Никольском Васильского у., трех зданий прих. школ (1890, 1902, 1906), дет. приюта при Живоносновской церкви, Серафимовского дома призрения в Н. Новгороде. Состоял законоучителем школы цеховых и 4-классного гор. училища, членом епарх. училищного совета, попечителем Московского учебного округа. После неурожая 1891 был попечителем Трофимовской волости, за что удостоен благодарности Макарьевского уездного земского собрания. За ревностное пастырское и миссионерское служение награждался епарх. начальством. Участник 1 и 2 миссионерских съездов Нижегородской губ. (1900, 1901). Награжден орденом Св. Анны III ст., медалями в память о нар. переписи и царствования имп. Александра III. В 1905 один из учредителей патриотич. Союза «Белое знамя». В 1906-07 издатель, редактор газеты «Минин». В 1906-10 пред. Ниж. губ. отдела «Союза русского народа», позднее его почетный член. Расстрелян Нижегородской ЧК как заложник на Мочальном острове. Не реабилитирован. (ЦАНО, ф. 570, оп. 559, ед. хр. 86, 108, 6578).(Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1.
С.123. )


 ПОРФИРЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, протоиерей (1.10.1855, с. Можаров Майдан, Курмышский у., Симбирская губ. - 6.11.1918, Н. Новгород), протоиерей, обществ. деятель. Священномученик. Из многодетной крестьянской семьи. Окончил духовную семинарию в Симбирске, Санкт-Петербургскую духовную академию (1882, кандидат богословия). Определен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию. В 1886 рукоположен в священника Никольской верхнепосадской церкви Н. Новгорода. В 1893 назначен настоятелем Михайло-Архангельского собора в кремле. С апреля 1905 настоятель кафедрального Спасо-Преображенского собора. Преподавал в епархиальном женском училище, мужской гимназии. Состоял членом НГУАК, Императорского православного Палестинского общества, ряда православных братств и др. организаций. Активный благотворитель. Награжден орденами Св. Анны 3 и 2 степ., Св. князя Владимира 4 и 3 степ., медалями в память царствования имп. Александра III и 25-летия церковно-приходских школ, многими церковными отличиями. Арестован 17.10.1918, расстрелян Ниж. губчека как контрреволюционер вместе с А.Б. Нейдгартом и епископом Лаврентием. Реабилитирован. В 2000 канонизирован РПЦ. (ЦАНО, ф. 570, оп. 559, д. 114/1913 г.; ф. 2209, оп. 3, д.19962).

 

 


 СИГРИАНСКИЙ МИХАИЛ ФЕОФАНОВИЧ, протоиерей (12.9.1850 - 9.1918, Павлово, Нижегородская губ.), протоиерей, неявленный священномученик. В 1872 окончил Нижегородскую дух. семинарию по 2 разряду. Определен учителем в княгининскую мужскую школу. В 1875 рукоположен во священника церкви с. Спешнева Княгиниского у. Год спустя перемещен к церкви с. Нелюбово того же у. С января 1887 священник Воскресенской церкви с. Богородского Горбатовского у. Совмещал пастырскую деятельность с преподаванием Закона Божьего в 1 и 2 Александровских училищах, церковно-приходской школе при Воскресенском соборе, 2-классном, 4-классном и ремесленном кожевенном училищах, др. учебных заведениях с. Богородского. С 1896 член уездного отделения училищного совета. Состоял помощником благочинного 2 Горбатовского округа (1894-1902), председателем Богородского отделения Братства Св. Креста ((1903-1906). За усердное служение награжден набедренником, скуфьею, камилавкой, наперсным крестом, орденом Св. Станислава 3 степ. (1913). Летом 1918 г. арестован Павловской ЧК, расстрелян без суда. Не реабилитирован. Вопрос о канонизации не рассматривался. (ЦАНО, ф. 570, оп. 559, д. 111/1916 г.; ГОПАНО, ф. 1, оп. 1, д. 157).

 


ФЛЕРОВ ИОАНН КЛАВДИАНОВИЧ, иерей1870 г.р., настоятель Михайло-Архангельской церкви с. Семьяны Васильсурского уезда в 1895-1918 гг. Священномученик. Окончил Нижегородскую семинарию. Служил учителем и законоучителем в Юринской, Семьянской приходских школах. Состоял председателем строительной комиссии по постройке деревянной, затем каменной церкви в с. Семьяны, за что награжден орденом св. Анны III степени. В августе или сентябре 1918 г. арестован Васильской ЧК, расстрелян. Канонизирован РПЦ в 2000 г. Не реабилитирован. (ЦАНО, ф. 570, оп. 559, д. 108/1916 г.; ГОПАНО, ф. 1, оп. 1, д. 157).
http://www.pravda-nn.ru/archive/number:484/article:7329/


  Священник Алексий, в миру Ильич Княжеский, родился в крестьянской семье в 1884 году. В 1909 г. окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Был рукоположен во иерея и служил в церкви Вознесения Господня села Ореховец Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

В 1929 г. за неуплату налогов Алексий был оштрафован, а в декабре 1931 г. приговорён к трем годам высылки из Нижегородского края с конфискацией имущества. После этого служил священником в церкви села Великий Двор Талдомского района Московской области.

Был арестован 26 января 1938 г., обвинён в «антисоветской агитации, клеветнических измышлениях о выборах в церковный совет». Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской области от 8 февраля 1938 г.

Имя Алексия внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

http://www.shigri.ru/izgotovlenie_ikonostasov/ikonostas_hrama_v_sele_orehovez.html

 


 Яков Иванович Гусев родился 19 октября 1887 года в селе Дивеево Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Иоанна Феофановича Гусева. Жизнь семьи Гусевых была давно и прочно связана с Серафимо-Дивеевским монастырем, ведь Гусевы были потомками первого священника обители — протоиерея Василия Садовского, которому преподобный Серафим Саровский препоручил «дивеевских сирот».

На третий день по рождении младенца приходской священник Иоанн Смирнов совершил над ним таинство Крещения в дивеевской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Восприемниками новорожденного стали надворный советник Петр Вельяминович де Бомон и казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена Анненкова. Младенца нарекли Иаковом, в честь брата Господня по плоти — святого апостола Иакова.

Начальное обучение дети Гусевых проходили под руководством своего отца, который, как записано в клировой ведомости за 1908 год, «проходил должность законоучителя и учителя по всем предметам в монастырской церковно-приходской школе». По окончании школы братья Яков поступил в Нижегородскую семинарию.

Около 1910 года Яков Иванович женился на Елене Николаевне Виноградовой, родственнице священника Серафимо-Дивеевского монастыря отца Иоанна Смирнова. Матушка Елена была в родстве и с Н. А. Добролюбовым.

10 июня 1910 года Яков Иванович окончил Нижегородскую духовную семинарию и 30 января 1911 года Преосвященным Иоакимом был рукоположен в сан иерея и определен в священники села Худошина Ардатовского уезда. В Худошинской и Кадышевской земских школах отец Иаков преподавал Закон Божий. 30 мая 1914 года батюшка был назначен священником Свято-Никольского храма села Елизарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии.

Отец Иаков Гусев поселился в Елизарьеве в доме напротив храма. Дом был большой, пятистенный, с сенями, террасой, крытым двором. В доме хранилась дивеевская святыня — кусок камня-гранита, на котором молился преподобный Серафим, с живописным изображением Святого, молящегося на камне.

В селе семью священника сразу же полюбили: супружеская чета и их чада отличались особенной добротой и скромностью, необыкновенным радушием и гостеприимством. Отец Иаков был общителен и доступен для своих прихожан. К нему обращались за советом во всех духовных и житейских нуждах.

Службу отец Иаков вел благоговейно, молитвенно, на исповедях был внимателен. Любили елизарьевцы и батюшкины проповеди. Они были немногословны, но доходили до сердца каждого, стоящего в храме. Батюшка говорил тихим голосом, простыми словами объяснял заповеди Божий, призывал соблюдать их; заблудших и нерадивых увещевал не лениться в трудах для своих семей и за все благодарить Господа.

Советская власть была установлена в Елизарьеве в феврале 1918 года, а весной 1919 года провели передел земли. Земля делилась по едокам и только на тех, кто ее обрабатывал. Тогда же батюшка, как служитель религиозного культа, был лишен избирательных прав. Лишение избирательных прав влекло за собой целый ряд притеснений не только по отношению к лишенцам, но и ко всем членам их семей: их могли выселить из квартиры, выслать из города, лишить продовольственных карточек, медицинской помощи, исключить детей из школ. Детей лишенцев не принимали в школы второй ступени, училища и высшие учебные заведения, в учреждения на службу, часто они, достигнув совершеннолетия, тоже лишались избирательных прав.

В 1927 году при ликвидации Серафимо-Дивеевской обители был арестован младший брат отца Иакова протоиерей Михаил Иванович Гусев. Через две недели его освободили, и он сразу уехал к владыке просить приход, а семья отца Михаила перебралась в Елизарьево в дом к отцу Иакову. В тот год, как вспоминает дочь отца Михаила, дом отца Иакова был буквально полон нуждающимися в приюте родственниками. Отец Иаков и его супруга были всем как родные. «В моей жизни общение с Елизарьевым осталось как светлое, приветливое, солнечное и любимое воспоминание, радостное от того, что на земле жили такие сердечные и добрые люди», — вспоминала племянница отца Иакова Мария Михайловна Гусева.

Дивеевская монахиня Серафима (Булгакова) писала, что их, гонимых монастырских сестер, братья-священники устроили жить в Елизарьеве. «М. П. послала нас с каким-то поручением к батюшке в Круглые Паны за 10 верст от Дивеева. Когда мы проходили через Елизарьево, навстречу нам вышел наш монастырский священник отец Михаил со своим братом отцом Иаковом, к которому он переехал. Они стали нас уговаривать переехать в Елизарьево. Они оба родились около монастыря, любили монашенок как родных, и им хотелось, чтобы побольше нас было в Елизарьеве. Возвращаемся из Круглых Панов, а они опять нас встречают. Уже нашли нам квартиру. В избушке на Вертьянове зимовать было невозможно, и мы согласились. Службы в Елизарьеве были только по воскресениям и по праздникам, да накануне сорокоусты, но, чтобы утешить нас, отец Иаков служил гораздо чаще. Мы пели и читали на клиросе в будни. Диаконом и псаломщиком там был отец Александр Соколов, тоже сын монастырского священника. Все трое учились в училище в монастырском приюте и любили монастырь как свою родину, вместе с нами переживали лишение монастыря и всячески нас поддерживали и духовно, и даже материально. <...> Отец Иаков, бывало, едет на базар и чего-нибудь нам завезет: картошки, молока, а если сами придем, всего нам надают с матушкой: и хлеба, и молока, и меду, и ягод — сколько только сможем донести. Жить стало полегче». По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.

Отец Иаков постоянно терпел притеснения со стороны властей: его обвиняли то в противодействии установке радио в селе, то в антисоветской агитации «среди отсталой части населения», то в организации развала колхоза. В 1930 году он был арестован и заключен под стражу в Горьковскую тюрьму. Дом был изъят. В 1931 году отца Иакова снова арестовали и «раскулачили».

В 1935 году последовал новый арест. Когда стало известно, что сельсовет решил закрыть елизарьевский храм и использовать его как зернохранилище, старушки договорились после воскресной службы 7 марта 1935 года идти по домам односельчан и собирать подписи против закрытия церкви. Батюшку обвинили в подстрекательстве. На допросах все старушки единодушно утверждали: «Никто нас не посылал, мы сами».

В 1935 году батюшка осужден не был, но два года спустя показания свидетелей и протоколы его допросов добавили к уголовному делу 1937 года. Отца Иакова арестовали 20 ноября прямо в храме и, не позволив даже зайти домой, увезли в арзамасскую тюрьму. В этот же день в Горьком был расстрелян его младший брат протоиерей Михаил.Протоиерея Иакова Ивановича Гусева допросили всего один раз, предъявив обвинение в антисоветской деятельности. Отец Иаков на допросах держался достойно и мужественно; как и младший брат, священномученик Михаил, виновным себя не признал.

24 ноября 1937 года было подписано обвинительное заключение, а дело передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД по Горьковской области. Второго декабря последовал приговор — расстрелять, имущество конфисковать. На выписке из протокола стоит запись: «Расстрелян в Горьком 26 декабря 1937 года».

30 июля 2003 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, на котором в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Нижегородской епархии было включено имя священномученика Иакова (Гусева).

http://4udel.nne.ru/saints/51/iakov

 


 АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДР ЩУКИН родился в 1891 году в Риге, в семье священника Иоанна Щукина и рабы Божией Елизаветы. Рос он тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. Когда же дети начинали шуметь, он выходил и останавливал их: «Так нельзя, потише, пожалуйста».
От природы он не был угрюмого нрава, но сердце его было расположено к подражанию древним подвижникам, для которых смех был выражением дерзости и греховной нечистоты. А он хотел быть священником.
Учиться Александр пошел в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1915 году.
С началом Первой мировой войны отец Иоанн вместе с семьей переехал в Нижний Новгород, куда к нему после окончания Академии приехал сын Александр и определился преподавателем в Нижегородскую семинарию.
Наступил 1917 год – для Православной Церкви пришел час испытаний. И как испытываемое огнем злато, Церковь выковывалась в огне мирской злобы и мятежей.
Александр стал просить отца благословить его на монашеский подвиг. Отец Иоанн сомневался, выдержит ли Александр крест иночества в такое мятежное время, когда все церковное попирается и уничтожается. Помолившись, отец благословил его ехать в Троице-Сергиеву лавру. Там он принял постриг с именем преподобного Александра Свирского.
В 1918 году Нижегородские власти арестовали отца Иоанна. Полгода пробыл он в заключении, заболел, был отпущен и пришел домой едва живым. После освобождения отец Иоанн стал служить в селе Лысково, и вскоре к нему приехал его сын.
Некоторое время отец и сын служили вместе, пока в 1923 году иеромонах Александр не был вызван в Москву для принятия архиерейского сана. 23-го августа 1923 года он был хиротонисан во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии.
Во время его отсутствия отец Иоанн тяжело заболел воспалением легких. Зная, что умирает, он ждал сына, чтобы тот напутствовал его перед смертью.
И как прежде, так и теперь, владыка Александр спешил исполнить пожелание отца. Он вернулся домой накануне его смерти. Отец Иоанн был в сознании, и Владыка долго беседовал с ним, а затем напутствовал его Святыми Тайнами.

Первой службой вступившего на кафедру епископа была заупокойная всенощная и Литургия по новопреставленному отцу. Похоронили священника Иоанна рядом с храмом, где он служил.
Не напрасно Александр был облечен высоким саном. Он был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, многоскорбно собирая в душу тепло благодати, он в этом духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они выказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Троеручицы. В Лыскове его посещал епископ Варнава, принявший к тому времени подвиг юродства.
В Макарьеве владыка Александр организовал преподавание Закона Божиего детям десяти–тринадцати лет. Продолжалось это около года, а затем было запрещено властями.
В сентябре 1927 года на 62-м году жизни тяжело заболела мать Святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине. Перед смертью она сказала: «У меня открылись глаза, и я ясно вижу небо. Как там светло...»
В 1929 году, в день памяти архистратига Божия Михаила, власти арестовали епископа Александра и отправили в Нижегородскую тюрьму, где собрано было тогда почти все нижегородское духовенство.
На допросе у следователя епископ Александр отвечал:
– Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения православно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповедях против безбожия.
Беседуя о современном безбожии, епископ говорил, что разрушать монастыри и храмы могут лишь люди, лишенные человечности, не верующие в вечную жизнь, да и в земной жизни мало что предполагающие построить.
В тюрьме ему обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди.
Он не согласился.
– Я поставлен проповедовать и не могу отказаться, – сказал Архиерей.
Следователи били его и запугивали, Святитель на все отвечал спокойно и кротко:
– Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам.
Он был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленивой молитве и всех насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать.
После ареста Епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому – хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце.
– Вы не по адресу обратились,– отвечал Вышинский, – вам нужно обращаться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки.
В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером.
Когда закончился срок заключения, власти в Нижегородскую епархию его не пустили, и он получил назначение в Орел, куда прибыл в день памяти архистратига Божия Михаила. В Орле он был возведен в сан архиепископа.
Церковь тогда подвергалась безпощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным, это рассматривалось как государственное преступление. Страх быть арестованным охватывал все больше людей. Церкви пустели. Но Владыка стал проповедовать, и храмы опять заполнились народом.
Видя оживление религиозной жизни в городе, чекисты стали подыскивать обвинение против Архиепископа. Однажды под вечер к нему пришел человек и сказал, что власти решили обвинить его в поджогах в городе. Уже есть лжесвидетели, все обвинение готово. Если он в эту ночь не уедет, то будет арестован. Архиепископ уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском, где прожил полгода. В конце 1936 года Владыка получил назначение в Семипалатинск.
Архиерейские кафедры пустели, архиереев одного за другим поглощали тюрьмы.
Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск:
– Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь.
– Как бы я вас ни любил, – отвечал будущий Священномученик, – но я не для того взял посох, чтобы его оставить.
В августе 1937 года владыка Александр был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста.
Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации – он решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый день постановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос. В тот же день Владыка был приговорен к расстрелу.
Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр был расстрелян.
Всем близким, кто интересовался судьбой Владыки, власти отвечали, что он сослан на десять лет без права переписки, а через десять лет ответили, что он умер в лагере, без уточнения места и времени.

«Жития новомучеников
и исповедников Российских»


Виссарион (Зорин, Зорнин Василий Павлович, 1878-1937) - епископ Ульяновский. Окончил Нижегородскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию (1902 г.). В 1899 г. пострижен в монашество. 17 августа 1902 г. назначен преподавателем в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 г. переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. С января 1903 г. преподаватель, инспектор, ректор в сане архимандрита Волынской духовной семинарии. С 1909 г. ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 г. хиротонисан в епископа Симбирского (Ульяновского). Вошел в состав григорианского ВВЦ Совета. 26 января 1926 г. запрещен митрополитом Сергием в священнослужении. В конце июня 1926 г. принес покаяние, зимой вернулся в григорианство. После отхода от дел архиепископа Григория сделался председателем ВВЦС. В 1933 г. удален от дел ВВЦС и управления епархией. Репрессирован (1937 г.). Реабилитирован (1989 г.): http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2286


Гиляревский Андрей Флегонтович родился 16 октября 1886 года в селе Нармоч Ивановской губернии в семье священника. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию и в 1907 году поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. В этом же году был назначен преподавателем в Тобольской духовной семинарии. А затем – с 1913 года – Нижегородской. В 1921 году был рукоположен во иерея и принял приход в городе Молога. Отец Андрей в 1920-е годы неоднократно арестовывался, его забирали в тюрьму, но через некоторое время освобождали. После предпоследнего ареста и нескольких месяцев в Мологской тюрьме, он принимает в 1930 году приход в Благовещенском соборе и Вознесенской церкви города Иваново. Затем, в 1934 году в Петропавловской церкви г. Тейково, где и был арестован 7 октября 1937. Обвинение: “проводит к/р агитацию, излагая ее в проповедях и встречах с прихожанами церкви, высказывает пошлые контрреволюционные клеветнические данные о руководителях ВКП(б)...” На момент ареста у отца Андрея был пятеро детей от 10 до 20 лет. В обвинительном заключении было сказано, что Гиляревский, “будучи враждебно настроен к существующему политическому строю и неоднократно арестовывавшийся органами ОГПУ (5 раз). Поп Гиляревский последовательно проводил среди населения города Тейково контреволюционную пораженческую агитацию, направленную против ВКП(б) и советской власти”, а именно, на проповедях говорил: “Православные, завтра будут читаться Царские Часы, приглашайте верующих в церковь, своих сынов и дочерей”. В данном случае органами “Царские Часы” были восприняты как призыв к восстановлению монархии. Отец Андрей был приговорен к 10 годач ИТЛ Дальнейшая судьба неизвестна.

http://www.yarborok.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=622&Itemid=58

(БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/koi/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2...CQ*) 

Салганский Михаил Михайлович
Год рождения 1894
День рождения 27
Месяц рождения 9
священник
Сын священника. Окончил Нижегородскую Духовную Семинарию, учился на историко-
филологическом факультете сначала в Варшавском университете, а потом в
университете г.Ростова-на-Дону, который и окончил в 1919г., получив направление
в Петроград для продолжения научной работы. Однако, прибыв к больному отцу,
дал ему обещание стать священником и служить вместо отца
Родство

брат священника
Салганский Петр Михайлович

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1-й арест] [2-й арест] [до 1937г.]

Служение
Нижегородская о., с.Спасское, Преображенская церковь
священник
Должность благочинный
Год начала 1919
Год окончания 1929
Аресты
Нижегородская о., с.Спасское
Год ареста 1929
Места заключения
Арзамас, городская тюрьма
Год начала 1929
Пребывал в заключении 6 месяцев
Служение
Нижегородская о., с.Спасское, Преображенская церковь
священник
Должность благочинный
Год окончания 1934
Аресты
Нижегородская о., с.Спасское
Год ареста 1934
Места заключения
Арзамас, городская тюрьма
Год начала 1934
Пребывал в заключении 2 месяца
Служение
Нижегородская о., с.Спасское, Преображенская церковь
священник
Должность благочинный
Год окончания 1935
Служил до закрытия церкви в 1935 или 1936 году. Затем совершал богослужения на дому и в храмах соседних сел до их закрытия и своего последнего ареста. За время служения дважды арестовывался, был выселен с семьей из дома, было описано и взято все имущество семьи. О.Михаил с матушкой были лишены гражданских прав, семья постоянно испытывала унижения, несправедливость. Детей третировали в школе, придирались, занижали оценки. Несмотря на все лишения и издевательства, о.Михаил не отрекся от Бога и священнического сана. Его всегда отличали простота, любовь к людям, всепрощение, милосердие, незлобие, готовность в любое время придти на помощь людям. В с.Спасском его до сих пор помнят как прекрасного проповедника, собиравшего на свои проповеди сотни прихожан, доброго и образованнейшего пастыря, не боявшегося дискуссий о вере Христовой с любым оппонентом и всегда выходившим из них победителем
Аресты
Нижегородская о., с.Спасское
Год ареста 1937
День ареста 29
Месяц ареста 9
Осуждения
тройка НКВД по Горьковской области
16/12/1937
Обвинение "антисоветская агитация"
Приговор высшая мера наказания - расстрел
Места заключения
Арзамас, пересыльная тюрьма
Год начала 1937
Год окончания 1937
Из тюрьмы о.Михаил передал с оказией единственное письмо, написанное калиграфическим почерком на внутренней стороне спичечного коробка. В нем он просил свою жену верить в справедливость суда и молить Бога о возвращении его домой. Сообщил также, что в камере находится 100 человек, лежать негде, и что арестованные избрали его старшим камеры

Кончина

1937
День 26
Месяц 12
расстрел
Место Нижний Новгород
Место захоронения Нижний Новгород, Бугровское кладбище

Реабилитация

Дата 19890429
Кем реабилитирован Постановление Президиума Горьковского областного суда

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться назад